Жизнь, посвященная детям: Януш Корчак

«Одна из грубейших ошибок — считать,

что педагогика является наукой о ребёнке,

а не о человеке».

 Януш Корчак.

Памятник Янушу Корчаку и детям, Свентокшиский парк, Варшава, Польша (архитектор — Збигнев Вильма, скульптор — Ян Богдан Хмелевски)
Памятник Янушу Корчаку и детям, Свентокшиский парк, Варшава, Польша (архитектор — Збигнев Вильма, скульптор — Ян Богдан Хмелевски)

22 июля 1878 года в семье ассимилированных польских евреев Гольдшмитов родился первенец. Мальчика нарекли Ершем Хенриком. Окружающие звали его Генриком на польский манер. Свое первое образование юный Гольдшмит получал в русской гимназии в Варшаве. Главными постулатами учебного заведения были строгость и дисциплина. Малейшее отклонение от установленного распорядка дня без письменного разрешения директора жестоко каралось.

Януш Корчак в детстве
Януш Корчак в детстве

Уже с первого класса школьники штудировали учебники по латыни, а со второго – по французскому, немецкому и греческому языкам. Многим позже, один из них, принципиально переосмыслит эту нафталинную систему воспитания. Он создаст идеальный приют для забытых и брошенных, назвав его «Домом сирот», и прославится на всю страну, а затем и на весь мир под псевдонимом Януша Корчака.

Но в 1889 году Корчака еще не было, ровно как «Дома сирот» и его нерожденных воспитанников. Был лишь 11-летний гимназист Генрик Гольдшмит, который впервые столкнулся с жизненными трудностями. У его отца, успешного адвоката, автора научных монографий, Юзефа Гольдшмита диагностировали душевную болезнь. С тех пор большую часть времени глава семейства проводил в психиатрической клинике. Затяжное дорогостоящее лечение истощило материальные запасы семейства. В прошлом довольно зажиточные Гольдшмиты начинают бедствовать. Юзеф так и не вылечился. Сведения о его смерти весьма туманны. Известно, что последние свои дни он провел в больнице. Чтобы помогать матери и младшей сестре, Генрик начинает подрабатывать репетиром.

Закончив гимназию, юный Гольдшмит решает стать врачом и поступает в Варшавский университет на медицинский факультет. В рамках учебной практики Генрик работает в госпиталях, больницах, детский еврейских лагерях. Общение с детьми доставляет ему огромное удовольствие, во враче-Гольдшмите просыпается педагог. Вернувшись со службы во время Русско-японской войны, Генрик твердо решил: да, он будет лечить, но не тела, а души.

1911 год стал для Гольдшмита знаковым – в доме номер 92 на улице Крохмальной в Варшаве он основывает «Дом сирот». Идею помогли воплотить в жизнь многочисленные филантропы. Директор сразу же ставит первое и главное условие – меценаты не должны вмешиваться в педагогическую и воспитательную деятельность руководителя.

«Дом сирот» выделялся из числа себе подобных. Детские приюты лишь давали крышу над головой и еду, совершенно не беспокоясь о духовном и нравственном развитии своих обитателей. Не удивительно, что большинство беспризорников сворачивали на путь разбоя. Главная цель, которую преследовал «Дом сирот», заключалась не в том, чтобы помочь детям выжить, а в том, чтобы научить их жить. Кроме «Дома сирот», Гольдшмит сотрудничает с другими детскими приютами (например, «Нашим домом» в Белянах), публикуется в журналах, редактирует еженедельник «Малое обозрение», пишет книги, читает лекции по педагогике. Тогда-то и появляются Януш Корчак и добродушный Старый доктор, голос которого звучит из каждого радиоприемника.

Януш Корчак с детьми
Януш Корчак с детьми
Януш Корчак с детьми
Януш Корчак с детьми
Януш Корчак с детьми
Януш Корчак с детьми

С приходом в 1933 году к власти Гитлера, Януш Корчак начинает проявлять большой интерес к еврейскому вопросу, детально изучает историю своей родины, посещает Палестину, работает в Еврейском агентстве в Варшаве. Убежденный гуманист, Корчак остро противился всему фашистскому. Он, не боясь, разгуливал по столичным улицам в мундире войска польского, когда Варшава была занята гитлеровцами. Корчак говорил, что это мундир солдата, которого предали. Только спустя год после начала оккупации мундир был снят, ведь такая провокация могла повлечь за собой фатальные последствия не только для Корчака, но и для его воспитанников. Когда в оккупированном нацистами городе, в конце 1939-го года, начался голод, не стало газа, электричества и воды, Корчак ежедневно бегал по всей Варшаве в поисках пропитания для своих детишек. Он работал на любых работах, шёл на любые личные унижения, лишь бы достать пропитание для детишек. Старый Доктор также находил в себе силы приходить на радио, чтобы сообщать новости, говорить сердечные слова ободрения и надежды своим слушателям, пребывавшим в гнетущей тревоге и страхе. С каждым днём выживать становится все сложнее и сложнее. Осенью 1940 года всех евреев Варшавы немцы перевозят в гетто. Переезжает и Дом сирот. Когда дети покидали «арийскую зону» города, немцы конфисковали все запасы продуктов и тёплые вещи, с таким трудом добытые Доктором. Всё это нацисты показательно сжигают у Корчака на глазах. За протест против этого кощунства, Корчака арестовывают и бросают в Павиньяк – гестаповские застенки.  Несколько месяцев его пытают и бьют нещадно. Потом, один из офицеров гестапо отпустил Корчака, потому как места в темнице закончились, а расстреливать Корчака приказ так и не пришёл.

Летом 1942 года поступил указ о депортации «Дома сирот». Маленьких евреев отправляли в концентрационный лагерь Треблинка, что находился на территории Польши и вошел в историю войны как один из самых жестоких лагерей смерти. По количеству жертв (их число колеблется в диапазоне 750-810 тысяч) он уступает только Освенциму. За два дня до отправки Дома сирот  в Треблинку, Януш Корчак записывает: «Я поливаю цветы, которые так любят мои девочки. Я смотрю на небо с мальчиками в поисках на нём Бога…  Что же будет с моими детьми? Кто-нибудь скажет мне, что они будут жить? Я не могу смириться с будущим. Я готов сам принять 200 смертей, только бы мои дети спаслись. Только бы». До последнего момента Доктор не хотел верить, что фашисты планомерно уничтожают всех евреев. Как он сам говорил и позже писал в дневнике: “Как можно убивать людей просто так? Особенно детей? Они не могут убить нас всех. Ведь не за что!! Этого просто не может быть. Такого зла просто не может существовать», восклицал он по вечерам. Ах, как горько ошибался он, отрицая сатанинскую действительность, которую сеяли нацисты.

Януш Корчак (автор Людмила Григорьева - Семятицкая, техника рваная бумага)
Януш Корчак (автор Людмила Григорьева – Семятицкая, техника рваная бумага)

18 июля 1942-го года дети сыграли свой прощальный спектакль «Почта» по Рабиндранату Тагору. Доктор оберегал своих детишек, он скрывал от них правду до самого конца. И даже собирая их в «последний» путь, пытался шутить и петь с ними. Януш рассказывал детям во всех подробностях, что они едут в прекрасную страну, где им будет хорошо. Последний марш детей «Дома Сирот» по платформе к вагонам, увозившим их на смерть, превратился в грандиозное трагическое шествие, бросавшее вызов всему фашизму. Шествие жертв, которые своей радостью, мужеством и достоинством победили свирепых нацистов. Да, они не могли спасти свои тела, но их души торжествовали вопреки трагизму.

5 августа, по приказу гитлеровцев, около 4000 детей, в том числе и 200 воспитанников Корчака, начали свой последний путь, сначала на вокзал, затем в душные вагоны, а затем и в газовые камеры Треблинки. По четыре в ряд, они шагали колонной, над их головками развивалось Знамя с вышитым «Щитом Давида».

Флаг Израиля
Флаг Израиля (государственный символ)

В постаревшем, уставшем, не спавшем месяцы напролёт и сгорбившемся от постоянной боли и недомоганий Корчаке, ведущем своих детей, а также во всех детях, тихо идущих на смерть, было столько достоинства, столько силы Духа, что даже полицаи, охранявшие вагоны, вытянулись по стойке смирно. Никто из детей не плакал. Януш ни на мгновение не дрогнул в своём шаге.   

6 августа 1942 года, в концлагере Треблинка, Корчак, вместе со всеми своими двухстами детишками, вошёл в газовую камеру.

Януш Корчак прожил достойную жизнь от начала до конца, не сбившись и не поддавшись соблазну, даже когда другой бы, не устоял. Со временем его жизнь превратилась в миф, а сам Корчак – в легенду. Война знала много героев, но в тот день, 6 августа, фашисты повели на смерть не просто учителя, они погубили Поэта. Такое не забывается. Сегодня в Треблинке на предположительном месте смерти Корчака стоит мемориальный камень с выбитой надписью «Януш Корчак и дети».

На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: 'Януш Корчак и дети'.
На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: ‘Януш Корчак и дети’.

В разных городах мира установлены монументы Януша Корчака. Его именем называют школы и улицы, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю. О его жизни, творчестве и героизме написаны десятки биографических книг.  

Памятник жертвам Холокоста (памятник в Иерусалиме. Мемориальное сооружение, созданное по проекту народного художника России и Грузии, президента Российской академии художеств Зураба Церетели)
Памятник жертвам Холокоста (памятник в Иерусалиме. Мемориальное сооружение, созданное по проекту народного художника России и Грузии, президента Российской академии художеств Зураба Церетели)
Памятник Янушу Корчаку и детям на Еврейском кладбище в Варшаве.
Памятник Янушу Корчаку и детям на Еврейском кладбище в Варшаве.

Миф о Януше Корчаке продолжает жить и шириться. Его подлинная история обросла множеством домыслов, поэтических деталей, афоризмов, якобы слышанных из уст Корчака. Как бы там ни было, легенда не может родиться на пустом месте. Ей нужен стержень и им стал Корчак – поэт, педагог, человеколюб. За три месяца до смерти он сделал запись в дневнике: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Вернуть доверенное в сохранности, можно, лишь вложив него любовь. А иногда и жизнь. Удивительный и страшный подвиг, постичь который нельзя, если ты им не жил всю жизнь. Умирание за этих детей случилось в жизни Корчака не в Треблинке, а гораздо раньше, когда детские глаза посмотрели на него с доверием и любовью. Ответной любовью.  Светлая и добрая память «старому доктору» и его воспитанникам.

10 заповедей для родителей от Януша Корчака.

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

  2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

  3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

  5. Не унижай!

  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребёнка. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.

  8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

  9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

  10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.