Роман “Идиот” Ф.М. Достоевского

Ф.М. Достоевский "Идиот"История создания произведения

Роман «Идиот» создавался Достоевским в 1867—1869 годах, вдали от родины, в Швейцарии и Италии, где писатель бесконечно тосковал по России, русским лицам, русским книгам, русским «заботам». «И как можно выживать жизнь за границей? Без родины — страдание, ей-богу!.. Точно рыба без воды; сил и средств лишаешься»,— жаловался Достоевский своему другу, поэту А.Н. Майкову.

Работа над новым произведением складывалась мучительно сложно. Роман претерпел две редакции, во многом существенно отличающиеся: более всего изменения коснулись главного героя. В первой редакции он был весьма близок к бунтарю и парадоксалисту Раскольникову. Это «широкий» человек, не могущий ни на чем определенном остановиться, которому «все не по мерке, все теснит…». Но постепенно все чаще появляются записи, рисующие «смиренные», «тихие» черты героя будущего романа, и в декабре замысел проясняется.

В центре нового романа Достоевский ставит героя идеального и правдоискателя. «Давно уже мучила меня одна мысль,— признается писатель,— но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». 

Произведение впервые было опубликовано в номерах журнала «Русский вестник» за 1868 год. Роман наиболее полно выразил и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х годах.

О чем роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин возвращается в Россию после длительного пребывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову,  которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку Иволгина, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. Утром Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он пребывал до курса лечения в Швейцарии.

 

Достоевский убеждён, что носитель добра и любви, высокого и неоспоримого этического и эстетического идеала может стать спасением отдельного человека и всего человечества. Вступая в полемику с просветителями XVIII века, которые делали акцент на разумном начале в процессе обретения людьми счастья, а также с российскими радикально настроенными демократами, которые уповали на решительные акции и деяния на пути преобразования общественной жизни, Достоевский рисовал героя, который воздействовал бы на людей своим состраданием, своей безграничной любовью, верой и готовностью к сознательному «самопожертвованию всего себя в пользу всех». Идеальность центрального героя романа ощущают почти все его персонажи. Генерал Иволгин восклицает: «Князь, вы благородны как идеал! Что пред вами другие? » Патетика, свойственная этому персонажу, соединена в этом высказывании с искренним восхищением.