Что буду здесь я вышивать?
Помилуй, Господи, направи
Меня, работу всю управи,
Чтоб радость ближним доставлять.
Е.Краснова.
Сегодня наш рассказ пойдет о городецкой золотной вышивке. Городец это не только пряники и роспись, но и особый вид золотного шитья. Именно продолжателем традиций древнерусского золотошвейного искусства и стала городецкая золотная вышивка. Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань». Произведения шитья всегда ценились очень высоко и веками бережно хранились, передаваясь из поколения в поколение.
Изделия вышивальщиц с успехом экспонировались на российских и международных торгово-промышленных выставках в Нижнем Новгороде, Париже (1896 и 1900 гг.).
Городецкие мастерицы и по сей день сохраняют традиции орнамента сказочных «размётных трав» или растительных мотивов. Излюбленные темы городецкой вышивки – длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с просвечивающим ярким фоном шёлка создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы и сочные гроздья винограда – символа благополучия.
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.
Издавна в Городце и районе была известна ручная вышивка. Откуда пошёл этот промысел? В 1880 г. он был занесён в Катунки и Городец из соседнего Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Для промысла требовался несложный инвентарь: маленькая четырехугольная рамка, на которую натягивалось полотно, ножницы и иголки. Промысел разделялся на два отдельных рода работы: дерганье и строчка (одни дергали, другие строчили). Виды строчки были очень разнообразны. Сначала появилась строчка в одну мушку, позднее – кубами, звёздами, в две мушки, гипюрная, ажурная, японская. Общих мастерских не было. Каждая мастерица работала у себя на дому.
В Городце широкое распространение получила ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья. В то время в городе носили шитые золотом кафтанчики. Они состояли из сборчатой куртки без рукавов на проймах и сплошь зашивались золотыми узорами. На вышивании головных платков специализировались жители старообрядческих заволжских скитов. На юге от Нижнего Новгорода в Арзамасском уезде промысел существовал в сёлах Выездное, Ковакса, Чернуха. Вышивкой праздничной женской одежды занимались мастерицы Алексеевской женской общины г. Арзамаса. Старообрядки носили и платки, и сарафаны тёмного цвета: синего, коричневого, фиолетового, бордового.
Платки, например, выполнялись в технике золотного шитья по шёлку. Края платков обшивались серебряной бахромой. Золотой узор украшает всю поверхность платка. Блестящей металлической нитью вышивались цветы, листья, ягоды. Такой платок повязывали за два угла и не завязывали узлом, а скалывали булавкой.
Из дальних семёновских и ковернинских деревень приезжали за платками в Городец, где жили мастерицы, вышивавшие такие платки. Часто встречались шитые золотом повязки – «головки», где шитый узор приходился на лбу и украшал концы платка на спине. И отсюда, от мастериц-старообрядок, берёт свой исток городецкая ручная вышивка гладью с приёмами золотного шитья.
Далеко не каждая мастерица могла освоить технологию полюбившейся всем золотной вышивки – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, гроздья винограда. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того, как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями, узор приобретал чёткие очертания и рельефные формы. Лучшие мастерицы знали более 100 усложненных вариантов вышивки только в технике узорных прикрепов, а также старинный петельный шов («на аксамитное дело»), состоящий из золотых или серебряных упругих петель, густо заполняющих основные мотивы орнамента и многие другие уникальные техники вышивки.
Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные –отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность.
Особым богатством и красотой отличался золотошвейный орнамент девичьих и женских головных уборов: платков, повязок, кокошников, повойников. О владелице золотого плата знала вся округа, он поднимал престиж невесты. Нередко к городецким мастерицам приезжали со всей округи заказывать такие платки. Городецкие купчихи к тому же очень любили фотографироваться в старинных костюмах.
В первые послереволюционные годы вышивальщицы стали объединяться в артели, наиболее крупным предприятием в Городце была артель «Швейник», 1928 г.
Во время Великой Отечественной войны артель производила всё необходимое для фронта: солдатские формы, нижнее бельё, гимнастёрки, пилотки, погоны, знамёна. Однажды дали задание сшить 25 тысяч пар солдатского белья в месяц. Для этого пришлось ходить по домам и просить у хозяек помощи, и те соглашались, ведь у всех кто-то был на фронте. В другой раз привезли в цех грузовик с грязной и окровавленной одеждой. Трудно представить, как сжались сердца мастериц, у которых мужья на войне, и сколько было плача в тот день. Постепенно женщины успокоились и разобрали грязное бельё по домам, выстирали и отремонтировали его. Часто собирали бойцам подарки: носки, перчатки, платочки, кисеты.
Прикладывали к ним записки: «Самому отважному бойцу». Одна из таких записок соединила судьбы фронтовика и швеи.
Сохранить все это наследие в наш век всеобъемлющей автоматизации и новых материалов не просто. Вышивают сейчас не золотом, редко — нитью с позолотой. Но современные городецкие златошвейки и по сей день не растеряли секреты мастерства и сохраняют традиции орнамента сказочных «разметных трав» или растительных мотивов, раскрывающих красоту окружающей природы. Городецкие мастерицы великолепно владеют труднейшим ремеслом золотого шитья и тонко чувствуют декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток.
В любом произведении городецких мастериц наблюдается большая затейливость в использовании простых и сложных технических приемов вышивки. Поэтому то, всегда и будет поражать нас необыкновенная красота, необычность и многообразие народной вышивки, ее пленительность, жизнелюбие и любовь к родному краю.