Творение души и рук: городецкая глиняная игрушка

Ах, игрушка – тарарушка!
До чего ты хороша.
Ты веселая свистушка,
Детвору ты развлекла.

Глина эта не простая,
Чувствую, особая.
Мастера так почитают,
Хоть работа долгая.

Без природы нет опоры,
Подмечали мастера.
Из природы взяв узоры,
И создалась красота.

Колокольчики из частных коллекций. Автор Наталья Смирнова, Городец
Колокольчики из частных коллекций. Автор Наталья Смирнова, Городец

Следующий промысел Нижегородского края, о котором пойдет наш рассказ – городецкая глиняная игрушка. Как промысел, игрушка-свистулька возникла  в начале XX века, в деревнях Шадрино, Жбанниково, Рыжухино, Ромпино и других, Городецкого района Нижегородской области. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково. Местные старожилы рассказывают легенду, что во времена седой древности на берегу речки Ройминки было селение черемисов. Как-то, в середине позапрошлого века, случайно, раскопали мальчишки в земле круг, груду глиняных черепков и птичку-свистульку «пигалу». Стали на том кругу выкручивать посуду и жбаны для кваса. И от этого, говорят, и деревня стала называться Жбанниковым. Об удивительной находке чёрных глин с золотой россыпью рассказывает жительница Пузырева Ф. В. (1916 г.р.): «После обжига она получается красная и чудный звук из таких дудок льётся».

Интересно, что многие жбанниковские мастера упоминают о подобии промыслового обряда, связанного с культом предков — палочки для протыкания свистулек мастера делают из жимолости, которую собирали по округе. Вот как об этом рассказала Тимофеева П.С. (1925 г.р.), жбанниковская мастерица, член Союза художников Российской Федерации: «Палочки делали всегда из жимолости. Деревья эти росли у Жбанникова, но удобнее всего было срезать их по весне, когда шли на Пасху на кладбище, помянуть родных «на могилках». Вот в родительское воскресение (после Пасхи) все съедутся в Жбанниково, родителей помянуть, яички принесут и тогда жимолость срежут».

Характерные глиняные свистульки учёные находят на городецкой земле в археологических раскопках средних веков. Получается, что жбанниковской игрушке несколько сотен лет.        Удивительно, что найденные при  раскопках средневековые свистульки до сих пор свистят. Кроме леса, Нижегородский край всегда был богат залежами глины, поэтому гончарное производство с сопутствующим ему «игрушечным» промыслом развивалось здесь повсеместно. Мелкие фигурки и свистульки, как известно, всегда сопровождают гончарный промысел.

По свидетельству В.А. Гуляева в конце 60-х годов XX века «… почти все местные жители в зимние месяцы заняты изготовлением немудреных свистулек, окрашенных эмалевой краской, с тыковкой».

Когда, в начале XX века, технический прогресс стал вытеснять спрос на глиняную посуду, вспомнили мастера про обычай свистульки лепить. Тем более на свисток, а по местному — дудку, нужна жирная глина, которой в городецких местах очень много. Дудки из неё получаются особенно звонкие.  Образы свистулек как простые – архаичные, зооморфные – баран, конь, олень, лось, бык, петух,  так и более сложные, мифологические и  антропоморфные  – птица Сирин, полкан, воин, всадник с солдатом, гармонист. Любимые персонажи и сюжеты у каждого мастера были свои, по настроению и по цветовому решению.

Петушок, свисток. Жбанниковская игрушка. Мастер Вениамин Степанович Сироткин
Петушок, свисток. Жбанниковская игрушка. Мастер Вениамин Степанович Сироткин
Бык. Жбанниковская игрушка. Мастер Вениамин Степанович Сироткин
Бык. Жбанниковская игрушка. Мастер Вениамин Степанович Сироткин
В.С. Сироткин. Всадник. Два свистка. 1985 г. Дарвиновский музей. Выставка "Сказочная страна Нижегородия"
В.С. Сироткин. Всадник. Два свистка. 1985 г. Дарвиновский музей. Выставка “Сказочная страна Нижегородия”

Технология изготовления свистулек проста. Из небольшого куска глины мастер изготавливает небольшую миниатюрную игрушку, которая помещается на ладони. Внутри игрушки делается небольшая полость, снизу по краям крепятся небольшие округлые ножки. Далее, самое сложное, создается сама фигурка, глину необходимо вытянуть наверх и сформировать голову будущего персонажа, вылепить ушки, рожки или  головной убор. Когда фигурка готова, мастер с помощью палочки-стека делает свисток. Каждая глиняная игрушка требует обжига, для этого раньше использовали печи или выкапывали яму или просто обжигали фигурку в костре. Сегодня используются современные шахтные печи.

Жбанниковские свистульки – это не просто детские игрушки, часто такие свистульки использовали на ярмарках в качестве зазывал. Такие свистульки имели чистый и громкий свист: услышав такой звук, покупатель просто не мог не остановиться перед торговой палаткой. Другое назначение свистульки – символическое. Игрушки изготавливали в качестве оберегов. В древности люди верили, что звук игрушки отпугивает нечистую силу и приносит в дом уют и счастье, а форма игрушки в виде пирамиды символизирует изобилие. Не случайно весенние праздники не только песнями и танцами, но и соревнованиями свистулечников славились.   Кроме того, в зависимости от конкретного персонажа изменялся и символизм игрушки: свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Большое значение было уделено и цвету игрушки: белый символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Эти поделки можно отнести к духовым музыкальным инструментам, игра на которых способствует ритмизации дыхания и развивает легкие.

Петушок-свистулька. Жбанниковская игрушка. Анна Фоминична Терёшина.
Петушок-свистулька. Жбанниковская игрушка. Анна Фоминична Терёшина.
П.С. Тимофеева. Жбанниковская игрушка. 1970-1980-е гг. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
П.С. Тимофеева. Жбанниковская игрушка. 1970-1980-е гг. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
П.С. Тимофеева. Жбанниковская игрушка. 1970-1980-е гг. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Для того чтобы каждая игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных символов, мастера делали игрушки очень яркими и цветастыми. Туловище полностью выкрашивали в один тон, чаще всего в темный оттенок, а затем «тычками» наносили россыпь точек и пятен другого контрастного оттенка. С помощью простого метода нанесения ярких красок на тельце фигурки создавались настоящие художественные шедевры. Раньше для нанесения рисунка использовали кусочки ткани или же делали это пальцами, сегодня мастера используют кусочки поролона. 

В начале XX столетия такие свистульки лепили не только в Жбанникове, но и в деревнях Шадрино, Проскурино и Роймино. В 1930-х годах жбанниковская свистулька получила широкую известность. Впоследствии мастеров, изготовлявших эту продукцию, становилось все меньше и меньше. Особенно ценились в свое время свистульки Степана Григорьевича Сироткина, по его стопам пошла и дочь, Валяева Марфа Степановна, мастерица из деревни Шадрино. Мастер Вадим Николаевич Жарков научился свистулечному ремеслу от своей родственницы М. С. Валяевой – так от одного к другому передаются вековые секреты и не угасает древний промысел. Шадринские ребята тоже взялись изучать и осваивать мастерство изготовления глиняных игрушек.

Дудки. Прохорова (Валяева) Антонина Ивановна (дочь), 2012 год
Дудки. Прохорова (Валяева) Антонина Ивановна (дочь), 2012 год
М.С. Валяева. Жбанниковская игрушка. 1970-1980-е гг. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
М.С. Валяева. Жбанниковская игрушка. 1970-1980-е гг. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
Олень. Свисток. Глина, обжиг, роспись. 1985 г. Жбанниковская игрушка, автор Разгулова А.Д.
Олень. Свисток. Глина, обжиг, роспись. 1985 г. Жбанниковская игрушка, автор Разгулова А.Д.

До сих пор в деревне Жбанниково работают целые династии мастеров свистулечников. Одна из наиболее известных современных мастериц – Тимофеева Прасковья Степановна, которая одновременно является создателем музея жбанниковской игрушки, где находятся десятки коней, оленей, птиц, петушков, всадников и прочих персонажей. Каждая игрушка индивидуальна и неповторима. Дети Прасковьи Степановны также занимаются изготовлением игрушек.

Несмотря на развитие современных технологий и появление новых художественных приемов, процесс создания жбанниковских игрушек сохранился с момента своего первого появления. Каждая игрушка – это настоящее произведение искусства, потому что изделия кустарных промыслов не из серийного производства, они изготавливаются и расписываются красками вручную, имеют оригинальный и неповторимый дизайн, являются творением души и рук. Суть природы, её глубокая мудрость — это то, что вобрало в себя народное искусство. Причудливые изделия сохраняют в себе отголоски древних традиций и взглядов на мир. Глина как будто оживает, и зрители соприкасаются с удивительной тайной.