Сокровища народного искусства – городецкая роспись

"Зимушка-зима". Автор - Пильнявина Е., г. Городец. 2013г.
“Зимушка-зима”. Автор – Пильнявина Е., г. Городец. 2013г.

Яркая, самобытная, символичная и немного наивная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или даже хоть раз, увидев эту роспись, вы больше никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся.

    Сегодня мы расскажем вам о росписи, которая ныне называется городецкой и родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узолы. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др.  

 Городецкая доска декоративная для подачи
Городецкая доска декоративная для подачи
Автор Татьяна Трыханкина.
Автор Татьяна Трыханкина.
Шкатулка круглая "Лето красное" (городецкая роспись)
Шкатулка круглая “Лето красное” (городецкая роспись)

Расположение города Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, малые наделы и неплодородная земля способствовали развитию промыслов и торговли. Богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества, пряничные доски. На берегу Волги располагался щепной ряд (торговля деревянными изделиями). Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решёта, и яркие городецкие донца прялок – необходимых женских орудий, так как фабричные ткани были дороги.

Мочесник (коробка для хранения льняной пряжи и веретён). Луб; городецкая роспись. 28,5 Х 12,5 см. XIX в. Собрание Городецкого краеведческого музея.
Мочесник (коробка для хранения льняной пряжи и веретён). Луб; городецкая роспись. 28,5 Х 12,5 см. XIX в. Собрание Городецкого краеведческого музея.

Донце (часть, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи. Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце, сама конструкция его была придумана для этого. Мастера украшали донце следующим образом: в углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Чуть позже мастера начали использовать яичные краски для подкрашивания донец, что сделало их еще красочнее. И краски выбирались яркие: синяя, красная, зеленая, желтая.

Донце прялки. Конец XIX в. Городецкая роспись по дереву.
Донце прялки. Конец XIX в. Городецкая роспись по дереву.
Донце прялки с городецкой росписью. Конец XIX – начало XX в.
Донце прялки с городецкой росписью. Конец XIX – начало XX в.
Донце расписное (фрагмент). Художник П. Д. Колесов
Собрание Музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Донце расписное (фрагмент). Художник П. Д. Колесов Собрание Музея истории художественных промыслов Нижегородской области.
Донце расписное «Подарок невесте от свекрови» (фрагмент). Художник И. А. Мазин. Собрание Государственного исторического музея.
Донце расписное «Подарок невесте от свекрови» (фрагмент). Художник И. А. Мазин. Собрание Государственного исторического музея.

Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью.  Никита Краснояров стал изготавливать первые донца с контурной и скобчатой резьбой, в которой применил не только плоские, но и полукруглые стамески. Новшество породило особый – городецкий стиль резьбы. Эти приёмы позволяли делать резьбу более разнообразной. Возникновение расписных донец датируют серединой 19 века. Резчики начали подцвечивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкрашивали светлое дерево основы, и даже вставки из чёрного дуба. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву.

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из города  Городца в деревню Курцево иконописца Николая Ивановича Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он научил местных ремесленников живописным приемам издавна применявшимся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность. Научил варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, поставки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.

Солонка «Цветы», с крышкой (городецкая роспись)
Солонка «Цветы», с крышкой (городецкая роспись)
Мастерская Крюковых. Мочесник. Конец XIX — начало XX в. СПГИХМЗ
Мастерская Крюковых. Мочесник. Конец XIX — начало XX в. СПГИХМЗ
Поставок. Л. Ф. Беспалова. 1990-е  гг. Дерево, роспись.
Поставок. Л. Ф. Беспалова. 1990-е гг. Дерево, роспись.

Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку. Поэтому и техника украшений прялок сначала называлась нижегородской. Вот так выглядела эта техника.

Гулянье. Прялочное донце с резьбой, инкрустацией и росписью. 1865 г. Городецкий историко- художественный музейный комплекс
Гулянье. Прялочное донце с резьбой, инкрустацией и росписью. 1865 г. Городецкий историко- художественный музейный комплекс

Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.

Вид Городца с Волги. Середина XIX в.
Вид Городца с Волги. Середина XIX в.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая  река Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Лукошко расписное. Конец 19 в.
Лукошко расписное. Конец 19 в.
Расписное корыто. Городецкая роспись.
Расписное корыто. Городецкая роспись.

Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его подъем приходится на 1890-е гг., когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок. Восстанавливать Городецкую роспись начали только в 30-х годах  20 века, когда открылась мастерская живописцев. В 1960 году в Городце была создана фабрика «Городецкая роспись». И как важно знать, что замечательный русский промысел возрожден, пусть не так как было раньше, ветер времени другой, но есть Мастера, которые несут в своем сердце искру Любви к народному творчеству, которые не просто возрождают его, но и развивают, обучая молодых художников. Посмотрите эти работы, они чудесны. Кому-то они покажутся наивными, детскими, но разве взгляд на мир глазами детей — не величайшее и редчайшее качество человека, чувствовать счастье.

Блюдо декоративное "Чаепитие", городецкая роспись
Блюдо декоративное “Чаепитие”, городецкая роспись
Сундук с городецкой росписью
Сундук с городецкой росписью
Поднос
Поднос

История  городецкой росписи – это желание отразить в творчестве не только быт, обычную жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями крестьян, но и сцены из купеческой жизни. Они также отражаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, соотносящиеся с понятиями радости и счастливых мгновений.  Все они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Городецкая роспись "В баньке"
Городецкая роспись “В баньке”

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Было время, городецкая роспись едва не погибла. К счастью, старинная поволжская роспись сейчас находится в надежных руках добрых и талантливых людей, которые возродили сокровища народного искусства.