«Путешествие за красотой: балахнинские кружева»

Балахнинское плетенье… Как коклюшечки стучат!

Так искусны мастерицы! Кружева плетут, не спят.

Трепетен узор на тюле: павы, нежные цветы,

На поля из чёрных кружев приземляются орлы.

Наши чудо-кружевницы Русь прославили сполна!

Бесподобные картины! Мастерица – Балахна!

                                        Елена Жукова-Желенина

Салфетка ''Ольга''. Полиэстер. Исполнитель Рыкина Ольга Леонидовна
Салфетка ”Ольга”. Полиэстер. Исполнитель Рыкина Ольга Леонидовна

Кружево – одно из самых изысканных и загадочных видов прикладного искусства. Сегодня  наш  рассказ пойдет  о красивом, самобытном, имеющем особые технологии плетения – балахнинском кружеве, которое считалось одним из лучших не только в России, но и за рубежом.

В 1887 года в России комиссия по исследованию кустарной промышленности свидетельствовала, что кружевной промысел в Балахне существовал уже 200 лет. Отсюда можно заключить, что уже в 80-х годах 17 века в Балахне плели кружева. О выплетаемых кружевах, их стиле и бытовании мы можем судить в основном по свидетельствам времен не столь отдаленных: еще сохранились не многочисленные письменные источники и сами кружевные изделия минувших двух веков.

Выгодное географическое положение Балахны, экономический уклад всего края, связанны со знаменитой Макарьевской, а потом Нижегородской ярмаркой, общее культурное развитие способствовали возникновению кружевного промысла.

Сначала кружева в Балахне плели подражая зарубежным канонам, но богатая русская культурная традиция постепенно преобразила чужеземное кружево в истинно народные произведения декоративно-прикладного искусства. Основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни.  Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза» и рисунок «огурец».

Рисунок «Балахонская  роза»,  начало ХХ века
Рисунок «Балахонская роза», начало ХХ века
Рисунок «огурец», начало ХХ века
Рисунок «огурец», начало ХХ века

Уже к 1862 году в Балахне насчитывалось до 400 кружевниц, а к 1880 году, женское население города выросло до 2.387 человек и практически каждая взрослая женщина занималась кружевоплетением, как промыслом.

Овладение многопарной техникой плетения, которая была значительно сложнее, чем другие техники и широко использовалась в Европе при выработке знаменитых французских и бельгийских кружев, явилось основой для создания местного «балахонского манера» кружевоплетения. Некоторые зарубежные исследователи (Г. Крафт-Хёфген, П. Водле) называют балахнинское кружево 19 века лучшим русским кружевом.

"Вазон" и "цветы" на балахнинской шелковой кружевной шали. Середина XIX века.
“Вазон” и “цветы” на балахнинской шелковой кружевной шали. Середина XIX века.
Коклюшки для плетения кружева
Коклюшки для плетения кружева

Основным инструментом для изготовления плетеного кружева являются коклюшки. Их использовали в многопарном плетении. Многопарное плетение, это когда для плетения используется сразу много пар деревянных столбиков, на которые наматываются нитки — они называются коклюшками.  В балахнинской технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине — как принтер. Во время плетения кружева в сцепной технике понадобится примерно 20 пар коклюшек, а вот в многопарной их может быть и все 300. Только представьте, сколько времени нужно потратить, чтобы намотать нитки на 600 коклюшек — и это вы еще даже не приступили к плетению. Поэтому балахнинское кружево изготавливается крайне медленно. На одну салфетку может уйти полгода.

Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник — клюнёвая решетка. Это орнамент, который используется, как фоновый, и больше, кроме, как в Балахне, нигде не встречается. 

Шаль (фрагмент каймы). Многопарная техника плетения. Балахна, конец 19 века.  Кайму шали украшает клюнёвая решетка
Шаль (фрагмент каймы). Многопарная техника плетения. Балахна, конец 19 века. Кайму шали украшает клюнёвая решетка

Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.

Балахнинские валик и коклюшки
Балахнинские валик и коклюшки

Балахнинские коклюшки по форме напоминают веретено с небольшой плоской головкой и имеют длину 12-15 см. Изредка они украшались неглубокими надрезами – проточками. Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек. Для закрепления сколка и коклюшек во время плетения кружев служила плотная подушка, которую в Балахне называли валиком, а в старые времена – кутузом. Чаще всего валик имел длину 35-40 см и диаметр 30-40 см. Его укладывали на специальную подставку в виде маленького столика. Подставка представляла собой две деревянные рамки-стойки, «вложенные» одна в другую и подвижно соединенные в центре. В Балахне она имела несколько названий – «козлы», «стойки», «столик». На валике закрепляется бумажный сколок, который оборачивают вокруг и концы сшивают. Он представляет собой технический рисунок с нанесенным контуром узора и местами вкалывания булавок для временного закрепления нитей. Сколок обычно содержит один или несколько повторов (раппопортов) всего кружевного узора. В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.

Кофта из льняных нитей. Сцепная техника плетения. Начало XX в. Балахнинский краеведческий музей
Кофта из льняных нитей. Сцепная техника плетения. Начало XX в. Балахнинский краеведческий музей

Узорные композиции располагались на ажурных решетках разнообразной фактуры. В одном изделии могли сочетаться несколько видов решеток, благодаря чему достигался особый эффект игры светотени.

Балахна, подобно другим центрам кружевоплетения, производила, как штучные вещи, так и мерное кружево для украшения женской и мужской одежды: рюши для отделки дамских платьев, блузок, платков, белья, шляп и чепцов. Ассортимент штучных изделий включал галстуки, пояса, наколки на прическу, головные уборы (шали, косынки, шарфы, шапочки), перчатки, воротники, манжеты, кофты, платья и накидки на плечи.

Балахнинский кружевной товар находил сбыт на Макарьевской-Нижегородской ярмарке, благодаря которой изделия расходились по всей территории России. Местные кружева были популярны, как в крестьянской среде, так и в городах, в том числе в высших слоях общества.

С кружевным промыслом Балахны связаны местные пословицы и поговорки: «Балахна кружевничает», «Балахонки до слепу кружева плетут», «Кружевничка – невеличка», «Балахонские кружевницы – плести мастерицы», «Картуз да коклюшки – балахонские игрушки».

Балахнинское кружево, многопарное плетение. Салфетка ''Цветы''. Лён
Балахнинское кружево, многопарное плетение. Салфетка ”Цветы”. Лён

Мастерство кружевоплетения естественным образом переходило из поколения в поколение. Каждое семейство работало самостоятельно, в Балахне не было принято нанимать работниц-кружевниц или брать учениц. В 1912-1915 гг. в городе действовала открытая земской управой частная школа кружевниц. В 1968 г. на ее основе был создан цех кружевоплетения при Городецкой строчевышивальной фабрике, работавший до 1994 г. Последнее поколение кружевниц, занимавшихся кружевоплетением как промыслом, родилось в 1890-е гг. В настоящее время в Балахне коклюшечное кружево продолжают плести, хотя кружевоплетение здесь больше не является промыслом, а существует как женское рукоделие.

Балахнинское кружево хранится в нижегородских музеях, большинство образцов относится к XIX и началу XX в. Самое богатое собрание местного кружева, насчитывающее около 500 экспонатов, находится в Балахнинском краеведческом музее. Сотрудники музея бережно хранят изделия и продолжают собирать кружевные изделия, представляющие историческую ценность.

Балахнинское кружево, рисунок
Балахнинское кружево, рисунок

Промысел угас, но кружева, выплетенные в «балахонском манере» остались. Они – часть нашего духовного богатства, наша гордость и свидетельство высокого культурного развития российской провинции. Рукотворное чудо продолжает жить благодаря искусству кружевниц, готовых поделиться секретами  своего мастерства. Сегодня балахнинское кружево вновь популярно, наряду с кружевом других известных центров русского кружевоплетения, оно имеет шанс быть вновь возрожденным.