Полет Жар-птицы над Россией – золотая хохлома

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!

Хохлома — одна из самых красивых и удивительных техник росписи в русской истории.  Наряду со шкатулками из Палеха и Федоскино, гжельской посудой и жостовскими подносами, хохломская роспись являет нам изящество и богатство народного промысла. Давайте совершим небольшое путешествие и узнаем историю возникновения и развития этого удивительно красивого ремесла.

Есть в Семёнове несколько преданий о родоначальнике промысла. Говорят, что в XVII веке после церковного раскола появились в нижегородских глухих лесах раскольники-старообрядцы. Были среди них мастера-иконописцы. Знали они один секрет. Могли обычную липовую доску сделать «драгоценной», не используя ни капли золота. Крестьянам очень понравилась роспись старообрядцев. Они и сами кое-что умели. Старожилы этих мест славились умением мастерить деревянную посуду. Так и зародился обычай украшать самые простые и нужные вещи. Стали крестьяне украшать свою посуду росписью. В ходу у них были только три цвета: красный, чёрный, золотой. Первые рисунки не отличались сложностью. Особым шиком у мастеров считалось вырезать посуду из дуба. Дуб — дерево твёрдое, неподатливое. Немало пота проливал резчик, вытачивая ковш из цельного куска дерева. Зато служил такой ковш нескольким поколениям. Да и мастер показывал своё умение, силу и терпение.

Тарелка-панно "Хохлома"
Тарелка-панно “Хохлома”
Сахарница с крышкой. Хохломская роспись "Красный фон. Цветы».
Сахарница с крышкой. Хохломская роспись “Красный фон. Цветы».
Тарелка-панно "Хохлома"
Тарелка-панно “Хохлома”

Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в 17 веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в 18 веке. Деревня Хохлома, по документам известная с 17 века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия.   Именно он подарил название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в другие страны. Идея расписывать деревянные ложки и плошки пришла в голову женщинам: хотелось украсить деревянную посуду, которую долгими зимними вечерами, пока был перерыв в полевых работах, вытачивали мужчины.

Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры? С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.

Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона, либо для оформления центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры. Крайне редко роспись хохлома наносилась на бирюзовый, изумрудный, оранжевый или красный фон.

Сахарница "Ягодка" малая, на ножке. Зеленая хохлома.
Сахарница “Ягодка” малая, на ножке. Зеленая хохлома.

Главная задача мастера состояла в том, чтобы выразить свою идею с помощью гармонично сочетающихся оттенков, создавая технологичную и невероятно сложную игру мазков. На примере хохломской росписи ярко просматривается душа русского народа, уникальная подача, романтичное и слегка наивное восприятие жизни целой нации. Знаменитые «травинки», «колоски», тяга к натюрмортам, где живописцы применяли насыщенные оттенки и с помощью деликатных мазков создавали шедевры.

Так называемая травная роспись характеризуется мотивами «под осоку». Старинный вариант орнамента рисуют с использованием завитков, мазков, ягодок небольшого размера, колосков на серебряном фоне. Из нескольких травинок умельцы создавали образ петушка или курочки, который мирно сидит на веточке в густоте листвы.

«Ягодка» и «листочек» отличаются от предыдущей технологии использованием крупных и жирных мазков. Живописцы создают картину, дополняя ее громоздкими растительными формами. Наибольшей популярностью пользуются орнаменты с гроздьями винограда, ягодками земляники, малины, вишни. Художниками удивительным образом удавалось на россыпь тюльпанов или астр, наложить рябину или смородину.

Тарелка декоративная с хохломской росписью "Птицы в смородине"
Тарелка декоративная с хохломской росписью “Птицы в смородине”

Сахарница «Клубники на черном», хохломская роспись
Сахарница «Клубники на черном», хохломская роспись

В промысле различают «верховое» и «фоновое» письмо. Для создания верховой росписи используют тончайшие и деликатные мазки. Композиция словно наполнена легкостью и воздушностью, кажется, будто она источает золотистое сияние. Это простой вариант нанесения красящего вещества, дающий возможность пофантазировать и поменять элементы композиции в процессе работы. При фоновой росписи сначала создают полотно с контурным рисунком. Затем с помощью черного или красного оттенка маскируют окружающее пространство. Роспись фона – это долгий и трудоемкий процесс. Здесь нет места для фантазии и импровизации. Первоначальную идею мастера необходимо изложить с максимальной точностью.

Подготовленную деревянную заготовку высушивают и с помощью вапы или жидкой глины проводят грунтовку. Изделие сохнет, как минимум семь часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз на протяжении дня. Затем происходит лужение.  В дерево втирают порошок из алюминия. Процедуру выполняют вручную, используя кожаный тампон. После этого поверхность приобретает блеск и готова к нанесению орнамента.

Для росписи используют только тонкие кисти разного размера. Завершенное изображение подсушивают и покрывают лаком. Последняя стадия – закаливание изделия в печи при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно на этом этапе на поверхности появляется шикарная плёнка из «золота».

В восемнадцатом столетии мастера Заволжья в большом ассортименте производили предметы домашнего обихода: шкатулки, табакерки, столики, шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена на подобную продукцию подскакивала до небес. Однако потребителей это не смущало, каждый хотел стать обладателем уникальной росписи.

С девятнадцатого века хохломская игрушка и прочие товары, декорированные красивым орнаментом, стали дорожать. Причина скрывалась в том, что существенно усложнился процесс производства. Умельцы все чаще стали использовать растительный орнамент. Да, они придерживались старинных традиций росписи, но при этом внесли в нее особый стиль письма, который и отличает промысел от иных видов ремесла.

В 1889 году была проведена выставка в столице Франции, на которой были представлены изделия с хохломской росписью, именно она открыла дорогу «золотому искусству» на все мировые континенты. Изделия российского промысла можно было встретить на рынках Индии, Китая, Западной Европы и т.д.

Невероятная популярность продукции заволжских мастеров стала отличным стимулом для дальнейшего развития отрасли. Существенно расширился ассортимент, помимо ложек и чашек в продажу поступили бокалы, кружки, бочонки и т.п. Но наибольшим спросом пользовались братины – посудины огромного размера в виде ладьи с дюжиной ковшиков. Изделие предназначалось для массового пиршества.

После 1917 года семейные мастерские и сельские артели стали государственными. Но мастера не спешили раскрывать секреты, которые узнали от отцов и дедов. Ученикам приходилось шпионить за резчиками и художниками, чтобы вызнать ту или иную тонкость.

Художественная школа в Семёнове открылась ещё в 1916 году. Выжила и выстояла благодаря стараниями Георгия Петровича Матвеева. Мастера выпускали не столько произведения искусства, сколько утилитарные вещи. Кто не помнит журнальных столов и детских стульчиков, расписанных хохломской росписью? Не чужды мастерам оказались и мотивы из русских сказок. В советское время изменилась и технология производства. Изделия стали покрывать лаком.               

Стол детский "Осень", хохломская роспись
Стол детский “Осень”, хохломская роспись
Детский стульчик, хохлома с росписью ягода
Детский стульчик, хохлома с росписью ягода

С занятием хохломским промыслом в Заволжье связано особое распространение среди его жителей фамилии Красильниковых, Масловых, Ополовниковых, Ложкоревых, Кудряшовых и подобных им, которые закрепились за семьями потомственных мастеров. К такойсемье принадлежит Красильников А.В. 

Акиндин Васильевич Красильников — представитель славной династии потомственных хохломичей, которые, быть может, ведут своё происхождение от самих родоначальников искусства хохломской росписи. Династия эта прославлена высокими достижениями мастеров, работавших во второй половине XIX и первой трети ХХ столетия. 

Акиндин Васильевич Красильников является автором книги – Золотая хохлома: рассказы о народном искусстве. — Горький, 1979. Рассказы А.В. Красильникова написаны живо, колоритно и хорошо воссоздают атмосферу сложной и противоречивой жизни народного промысла в условиях прошлого. В них особенно ценна передача энергии народной жизни, яркость картин празднеств и увеселений, потребность в которых сохранялась у мастеров хохломы и в самые тяжёлые периоды истории промысла. Эти этнографические страницы могут служить ключом к пониманию искусства хохломы, которое также отражало потребность народа в праздничности и веселье. Ведь именно эта живая струя стремления к жизни более радостной и красивой и вдохновляла на творчество мастеров хохломы. И песня, и танец, и праздники, и обряды составляли общий единый комплекс с искусством росписи, и в целом с творчеством декоративным. Всё это придаёт работе Акиндина Васильевича Красильникова величайшую ценность. Сам факт работы над книгой по истории традиционного промысла человека, вышедшего из среды потомственных мастеров, знаменателен для культуры нашей страны.

      Хохлома – старинный русский промысел, является обширным пластом российской культуры. Символом хохломской росписи считается огненная Жар-птица. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами. Хохлома сегодня — это невероятное и прекрасное сочетание старины и современности. И это лишний раз говорит о вечности золотого искусства росписи Хохломы. Золотая хохлома – драгоценный народный промысел!