Мало кто сегодня помнит, но именно мериновская матрешка дала жизнь матрешке семеновской. Зачастую приходится слышать, что это либо одна и та же матрешка, либо семеновская есть продолжение и развитие мериновской. Оба этих мнения не соответствуют действительности. И виды росписи: мериновская и семеновская – различные виды, хоть в чем-то и схожие.
В 1922 году местный житель, токарных дел мастер Арсентий Федорович Майоров привез с Нижегородской ярмарки сергиев-посадскую матрешку. Выточил по образцу и первую сам расписал анилиновыми красками по крахмальной грунтовке. Затем научил и дочерей Зинаиду и Елизавету.
От них новая игрушка шагнула в деревню, стали её производить многие жители. Так и выработался свой, мериновский стиль письма, основанный на традициях производства токарной расписной игрушки.
В коллекциях Сергиев-Посадского художественно-педагогического музея игрушки, Нижегородского государственного историко-архитектурного Музея-заповедника представлены лучшие образцы изделий с мериновской росписью.
Вот как описывает мериновскую роспись матрешки в своей статье «Народное искусство» О.Н. Круглова: «Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится роспись мериновской игрушки…. Дети их любят за понятное и близкое для них решение образа».
Производство матрешек в Мериново с середины 30-х годов связано с предприятием. Мериновская матрешка выпускалась сначала в самостоятельной артели игрушечников, а затем, с середины 60-х годов прошлого века, на филиале фабрики.
Мериновская матрёшка в настоящее время радует нас, прежде всего, благодаря настойчивости, таланту, влюблённости в своё дело известной семёновской матрёшечницы-виртуоза Т.Г. Корьёвой. Небольшими сериями мериновская матрёшка выпускается и на художественной фабрике «Семёновская роспись». Тем не менее, сегодня мериновская матрёшка скорее коллекционный раритет, нежели чем массовое произведение народного искусства.
Изделия Тамары Корьёвой отличает безупречное чувство формы, тонкость декоративной орнаментики и особый лирический образный настрой. Архитектурное образование позволяет мастеру чутко воспринимать особенности формы и конструктивность декора, ощущать гармоничность образа.