Ложкарная столица Российской империи: город Семёнов

Сервиз с ложками

Деревянные ложки на Руси начали делать очень-очень давно, они пришли к нам в быт из глубины веков. Испокон века на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками. Первое упоминание о русских  деревянных ложках встречается в «Повести временных лет», где описан пир у князя Владимира. Этот пир знаменит тем, что дружинники возмущались, когда их стали потчевать не с серебряных ложек, а с деревянных. “Князь тут же велел ковать серебряные,” – сообщается далее в предании. Однако деревянная ложка еще долго бытовала на Руси, несмотря на то, что бурное развитие металлургии привело к вытеснению деревянных предметов из обихода.

Нижегородский край издавна славится народными промыслами. Из исторических свидетельств известно, что к началу XVIII века небольшое село Семеновское, называемое починком, укрупняется, здесь возникает базар, который вскоре становится признанным торговым центром Нижегородского края. В 1779 году село Семеново было преобразовано в уездный город Семенов. На рубеже XIX-XX веков Семенов становится крупным центром по выработке изделий народных промыслов. В городе и уезде изготавливали: ложки, детские деревянные игрушки, лапти, бондарные изделия, плели корзины, короба. Но, пожалуй, самым старинным  и ведущим промыслом города Семенова, всегда считался ложкарный.

«Ложкарной столицей» России называют в народе город Семенов, в котором из поколения в поколение  передается традиционный промысел предков, мастеривших настоящую русскую деревянную ложку, известную на весь мир. К началу 40-хгодов XX столетия около 96% всего ложкарного промысла было сосредоточено в городе Семенове Нижегородской области и лишь 4% приходилось на остальные области России.

Расписные ложки

Семеновские мастера делали ложки «такие приглядные да ловкие, – писал сказочник С.В. Афоньшин, – что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали». Семеновские мастера, которых называли «ложкари», искусно вырезавшие их разной длины, формы и объема. Ложки на Руси вырезали из липы, чтобы они были легкими, удобными, не нагревались от горячей пищи. Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Не каждый ложечник мог сотворить  красивую, легкую и удобную ложку, мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям. Умелые ложкари очень высоко ценились. Семеновские ложки расходились во все стороны России. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородские умельцы-ложкари. Известно, что в Семеновском уезде в начале XX века изготавливали за год 100 млн. ложек, а в 1910 году -170 млн. штук! Производили ложкарную продукцию крестьяне-кустари, жившие в самом городе и его окрестностях. У каждого была своя специализация: ложкари-резчики, красильщики, занимавшиеся росписью «белья» (долбленой или выточенной на станке посуды), и «лачилы», те кто покрывал расписную посуду лаком.

Всякая ложка имела свое название и назначение. Делали в нижегородчине и складные ложки, дюжинные или чайные, горчичные, сливочные, икрянки и др. Ложечки для раздачи святого причастия с крестом на рукоятке величали «лжицей» (так еще древние русичи именовали всякую ложку). Бурлацкая ложка «бутырка», название которой по всей видимости, произошло от слова «бутырить» (переворачивать, мешать), считалась самой крупной. Бурлаки носили ее за ленточкой своей шляпы на лбу вместо кокарды, как своеобразный знак отличия, «вывеску». Ложки часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом , или голенищем сапога. Существовали на Руси и правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался жадным. Даже царь Петр Первый, когда обедал в гостях, слуге своему приказывал с собой брать царскую ложку. Обедал  Петр Первый, как простые люди, деревянной расписной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью.

Но, пожалуй самые нарядные и дорогие ложки были хохломские. Для этой ложки характерны своеобразное сочетание красок ярко-алой киновари, черной «сажи», золота и земли (именно эти цвета, на изменяясь, выдерживают закалку при высокой температуре) и два основных вида письма – «верховое» и «фоновое», или «под фон». Традиционен и устойчивый мотив росписи: вьющаяся ветка с гроздями ягод в окружении трав либо фантастических цветов. На семеновских ложках в старину такие росписи выполняли только для богатых заказчиков или на подарочных изделиях. Такие ложки на столы выкладывали  только на праздники дорогим гостям, их называли «красные», то есть красивые.

В настоящее время деревянная ложка  скорее служит подарочным сувениром. Размеры таких приборов поражают воображение – от маленьких чайных до литровых половников-великанов. В последнее время обычаи наших предков стали возвращаться, все чаще можно увидеть свадьбы, фестивали и праздники, проводимые в народных костюмах, с традиционными русскими гуляньями. Существует даже целый день, который назван в честь данного столового прибора, –  Международный день ложки, который проводится 2 апреля. Сегодня русские деревянные ложки стали предметом искусства, – они очень популярны не только в России, но и за рубежом.

Однако, деревянные ложки на Руси использовали и как превосходный музыкальный инструмент. Истоки возникновения игры на столь необычном инструменте отправляют нас к восточным славянам. Именно они в начале XVI века начали использовать для извлечения ритмичных звуков деревянные ложки. Как музыкальный инструмент деревянные ложки использовали скоморохи и шуты, аккомпанируя себе при исполнении веселых и шуточных песенок. Ложки можно было использовать в любой жизненной ситуации: и во время торжественного обряда, в походе и т.д. Ложки при соприкосновении друг с другом издают удивительно гармоничный, чистый звук. Для того, чтобы хорошо играть на подобных инструментах, используют ритмичные ударные движения – встряхивания, хлопки. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках. Народные ансамбли предпочитают использовать специальные ложки, изготовленные из клена, дуба или березы. Игровой комплект составляет от трех до пяти ложек, иногда разного размера. Опытные музыканты-ложкари могут играть на трех и более ложках, а тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

В Нижнем Новгороде более 40 лет назад начал свою уникальную творческую деятельность детский ансамбль «Нижегородские ложкари»,  объединяющий  в своем коллективе более 120 ребят. За свой долгий путь школу игры на деревянных ложках «Нижегородские ложкари» прошло не одно поколение талантливых мальчишек. Для богатства звучания к деревянным ложкам добавили такие музыкальные инструменты, как бубен, балалайки, гармошки и трещотки. Коллектив «Нижегородские ложкари» стал  неоднократным победителем городских и международных фестивалей. В 2003 году «Нижегородские ложкари» стали победителями международного фестиваля в Болгарии, становились лауреатами фестиваля в Германии, покоряли Францию. Коллектив и сегодня живет насыщенной творческой деятельностью, радуя своим уникальным звучанием любителей народной музыки.