Нижегородская область в России, пожалуй, самая богатая на самобытные народные промыслы. Резьба по камню и кости, роспись – хохломская, семеновская, городецкая, полхов – майданская, плетение из лозы и ювелирная филигрань – одного этого было достаточно, чтобы попасть в энциклопедию русского декоративно-прикладного искусства. И это еще мы не сказали о гончарном ремесле, ткачестве, вышивке и кружевоплетении.
Но и среди всего этого красочного рукотворного богатства не затерялась городецкая игрушка. О ней сегодня пойдет речь в нашей статье. Городецкая игрушка – это особое явление в русской культуре.
Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем. Его история необыкновенно богата, с древнейших времен эта местность была одним из культурных, динамично развивающихся центров Поволжья. Это был край с творческой атмосферой, населенный трудолюбивым народом.
Народная промысловая игрушка – это особый пласт культуры Нижегородского края, позволяющий сопоставить его с такими крупными центрами России, как Подмосковье и Русский Север. Издревле Нижегородский край славился своими умельцами. Все умели создавать нижегородские мастера – от маленькой свистульки, деревянной ложки и колыбели до избы с резным убранством и величественного храма. Изготавливая деревянную посуду и разнообразную утварь для бытовых нужд, не забывали народные умельцы и про детвору, делая игрушки для вразумления и забавы. Нижегородские игрушки, несомненно, обладают своеобразием и высокими пластическими достоинствами, что говорит о развитой культуре резьбы в этих краях.
Деревянная игрушка является одним из самых древних видов народного творчества. Как правило, такие игрушки делались внутри семьи. Отец (старший брат) с помощью топора и ножа из деревянной болванки мог легко изготовить простую по форме куклу для маленького ребёнка. С пяти-шести лет дети делали игрушки сами.
Федор Семенович Краснояров (1861-1943) держал в руках кисть всю свою сознательную жизнь. В 12 лет он уже трудился наравне со взрослыми, писал на донцах барынь, коней, котиков. Вернувшись из армии, где дослужился до чина унтер-офицера, снова принялся рисовать. В 1889 году после смерти отца Федор оказался главой семейства. Ввел в промысел сыновей Карпа, Ивана, Тимофея, дочь Марию. В родной деревне Косково пользовался большим авторитетом; его неоднократно избирали сельским старостой.
Роспись донец приносила Краснояровым (как и другим мастерам) устойчивый доход только до Первой мировой войны. После революции промысел фактически прекратился; спрос на прялки упал, игрушки тоже лишились сбыта — частный рынок заглох, а кооперация их на реализацию не брала.
Отец, Федор Семенович, знаменитый художник городецкой росписи, передал сыну секреты традиционной русской народной деревянной игрушки. Знаменитым игрушечником стал и сын Федора Семеновича — Тимофей Федорович Краснояров (1904-1985).
До Великой Отечественной войны он работал в промколхозе имени Кирова, потом ушел на фронт. По возвращении его назначили заведующим производством артели «Стахановец». Там же, а затем на фабрике «Городецкая роспись» он возглавлял службу снабжения. Уйдя на пенсию, отдался изготовлению игрушек. Их своеобразие во многом обусловлено тем, что Краснояров был не художником (расписывала его творения жена Павлина Васильевна), а великолепным столяром и резчиком. И если предшественники создавали художественный образ кистью на плоскости, то Тимофей Краснояров достигал выразительности через объемные формы, используя податливую липу. Причем идеальные шары и конусы получались у него без применения токарного станка, которого мастер попросту не имел. Все закругления он делал напильником. Но они настолько правильны, что на глаз не отличаются от токарной работы — взять хотя бы известную композицию Тимофея Федоровича «Шла девица за водой».
Тимофею Федоровичу принадлежит особая роль в развитии промысла в ХХ веке. Он разработал уникальные композиции с движением, в которых используется музыкальный механизм. Принцип действия таких композиций прост: при прокручивании ручки начинает вращаться деревянный круг, приводя в движение плоскость, на которой закреплены фигурки. От этого движения деревянные танцоры начинают крутиться вокруг своей оси. Игрушки «с движением», характерные для Городецкого промысла, были освоены Тимофеем Федоровичем в совершенстве.
Игрушка «Кадриль», в которой фигурки дударя и девицы вращаются встречно, радуют своим ярмарочным незатейливым весельем. В ящичке, на котором пляшут кадриль, скрывает немудреный механизм вращения фигурок, а на боковинках нанесен цветок со множеством разбегающихся во все стороны лепестков-листиков.
Игрушки краснояровские вызывают особые добрые чувства, они все интересны, позитивны и сделаны с большой любовью. Все, кто знал Красноярова лично, отмечают добрые качества характера, любовь к людям и природе. В его произведениях много декоративности, над каждой игрушкой он работал тщательно, каждая стала уникальным произведением.
Нарядный внешний вид городецким игрушкам придавала довольно сложная технология окраски. Деревянную поверхность грунтовали мелом с клеем, что придавало цвету сочность. Краски использовали природные, чаще всего сажу и киноварь. Роспись завершала сусальная позолота, сверху покрываемая олифой. В Курцеве и Коскове делали тележки и кроватки для кукол. Вырезали (из берёзы) и расписывали здесь и самих кукол. С лицевой стороны они были плоскими, а сзади — объёмными.
Многие городецкие игрушки были сделаны потомственным мастером Игнатием Андреевичем Мазиным и его сыновьями, но, к сожалению мало что сохранилось до наших дней.
Игнатий Андреевич Мазин (1876–1942) родился в селе Боярском, недалеко от Курцева. Ребёнком он был взят в семью Сидора Коновалова — одного из потомственных курцевских мастеров. «Характер он имел добрый, мягкий, всегда держался приветливо, словоохотлив не был, но шутку любил, — вспоминал об Игнатии Мазине в своей книге «Городецкая роспись» Коновалов А.Е. — Имел большую семью: 6 сыновей и 6 дочерей. Причём первым был сын, второй — дочь, третьим — сын, четвертой — дочь и т.д. «И нигде не смешался», — говорил он шутя. Меня всегда поражала лёгкость его характера и та же лёгкость в работе».
Из современной прагматичной жизни все больше уходит поэзия бытия, и, наверное, поэтому произведения мастеров народного творчества, обладающие сказочностью образов, столь притягательны. В них действительно оживает сказка, образ счастливого детства, прекрасного мира, в котором люди так красивы и добры.
К сожалению, уходят из жизни старые мастера, их наследие призвана оценить по достоинству, изучить и взять на вооружение молодежь, которой предстоит развивать славные традиции нижегородской игрушки. Городецкая деревянная игрушка является не только предметом русского народного промысла, но и носителем истории и культуры этого региона.