“Европы баловень, Орфей”

Джоакино Россини в молодости

В заголовок литературно-музыкального портрета вынесена цитата из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В ней Россини назван «упоительным». И немудрено: благодаря своему выдающемуся таланту композитор получил прозвище итальянского Моцарта. «Божественный маэстро», «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру», — так отозвался о нем немецкий поэт Генрих Гейне. До появления Верди именно Россини стоял в центре итальянской оперной жизни. Мэтр уже в молодые годы получил признание публики: каждое его новое музыкальное творение воспринималось слушателями как совершенное воплощение мелодичности. Сам композитор однажды сказал о своём таланте весьма остроумно: «Дайте мне счёт из прачечной, и я положу его на музыку». Россини рукоплескала аристократия, знакомства с ним искали выдающиеся деятели искусства, монаршие особы лично приглашали его на светские рауты и выказывали расположение.

Родился Джоаккино Антонио Россини 29 февраля 1792 года в итальянском городе Пезаро в семье трубача и певицы.  Впоследствии композитор шутил по поводу даты своего рождения, что мать предусмотрительно родила его в этот день, чтобы сын праздновал свои именины раз в четыре года и мог чувствовать себя моложе фактического возраста.

Родители рано заметили музыкальные способности ребенка и определили его к опытным наставникам, которые преподавали ему основы контрапункта и композиции. Также мальчик получил базовое образование по родному языку, латыни и арифметике. Будучи еще подростком, написал свои первые музыкальные произведения – сонаты для квартета, которые при поддержке меценатов были представлены публике. Сейчас эти ранние опусы будущего любимца публики можно встретить в переложении для струнного оркестра. В них собственный «почерк» Россини еще только формируется и заметно влияние Гайдна и Моцарта.

Во время учебы Джоаккино выступал в театре как вокалист, поскольку от природы обладал чистым и красивым голосом, в частности в тринадцатилетнем возрасте исполнил детскую партию в одной из опер.

Джоаккино Россини в зрелые годыС начала 1810-х годов им были написаны первые оперы в жанре «сериа» (серьезные оперы на героико-мифологические или легендарно-исторические сюжеты) – «Деметрий и Полибий», «Танкред», а также в жанре «буффа» (шуточные) – «Вексель на брак», «Счастливый обман», «Шелковая лестница», «Итальянка в Алжире». Всего за свою жизнь автор создал 39 опер. Произведения Россини ставились на сценах театров в Венеции и Болонье, Неаполе и Риме. Они имели большой успех у зрителей.

Настоящей вершиной творчества Россини стала опера «Севильский цирюльник» на сюжет французского литератора Пьера-Огюстена Бомарше.  Первоначальное название оперы – «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Оно было выбрано автором, поскольку у итальянского композитора Джованни Паизиелло уже имелось одноименное произведение. Свой шедевр Россини написал всего за 20 дней. Опера была поставлена на сцене одного из театров Рима. Дебютное представление провалилось – как оказалось, именно из-за названия. Когда стало понятно, что перед слушателями новое прочтение «Севильского цирюльника», театру были обеспечены полные сборы. Вскоре публика подхватила выразительные мелодии из произведения Россини, которое и поныне является визитной карточкой маэстро.

Вслед за «Цирюльником» почти без перерыва последовала целая вереница опер: «Армида», «Золушка», «Сорока-воровка», «Семирамида» и другие.

С большим успехом композитор дирижировал своими произведениями и за пределами Италии – в Вене и Лондоне. В Париже жил продолжительное время, занимая престижные руководящие должности.

В столицу Австрии Россини попал вместе с неаполитанской оперной труппой, отправившейся на гастроли. Итальянский композитор несколько месяцев был в центре общественного внимания.  Венская аристократия устраивала в его честь торжественные празднества, в театре и на улице его сопровождали овации. Здесь же Россини встретился с Людвигом ван Бетховеном, который был старше своего молодого коллеги больше чем на два десятка лет и в это время пребывал в зените своей славы.  Россини впервые услышал бетховенскую «Симфонию №3» и был очень впечатлен. Итальянец долго добивался встречи с композитором-затворником. Как позже Россини рассказывал, беседу затрудняла глухота Бетховена, но диалог всё же состоялся. Немецкий композитор произнес следующее: «Ах, Россини. Так Вы автор «Севильского цирюльника»? Я поздравляю вас. Эта опера будет исполняться, пока итальянская опера существует. Но не пытайтесь писать что-нибудь ещё, кроме оперы-буффа, любой другой стиль станет насилием над Вашей природой». Надо отметить, что итальянец, несмотря на уважение к авторитету старшему коллеги всё же экспериментировал в сочинении и других жанров, кроме развлекательных.

Приезд Россини в Англию также был воспринят как выдающееся явление. Он много выступал не только в качестве дирижера, но и певца и аккомпаниатора в аристократических богатых домах и даже в королевском дворце.

В середине 20-х годов, после триумфальной гастрольной поездки в Лондон, Россини переехал в Париж, приняв должность директора театра «Итальен» и вскоре был назначен «королевским придворным композитором и генеральным инспектором пения» в столице Франции.

Здесь же, в Париже, в конце 20-х годов был создано героико-романтическое произведение «Вильгельм Телль». В основу либретто легла переработанная немецким писателем Фридрихом Шиллером в пьесу легенда об искусном стрелке, подвиги которого отражены в сказаниях разных народов Европы. «Вильгельм Телль» — самая длинная опера Россини и, по мнению музыкальных критиков, самое значительное его творение. И хотя, казалось бы, композитор находился на вершине популярности и мастерства, больше сочинительством опер он не занимался. Известные произведения зрелого периода – молитва «Stabat Mater» и сборник салонных песен «Музыкальные вечера», куда входила знаменитая «Неаполитанская тарантелла».

В середине 30-х годов композитор вернулся в Италию и занял должность директора Болонского музыкального лицея, который когда-то окончил сам. Спустя два десятилетия Россини вновь приехал в Париж, где провел последние годы жизни. Самой значительной работой последнего десятилетия Россини стала «Маленькая торжественная месса». Скромное по инструментарию — два фортепиано и фисгармония, произведение не подходило для выступлений в концертном зале, а использование женских голосов закрывало двери на церковные служения. «Маленькая торжественная месса» получила распространение только после смерти Россини и до сих пор любима слушателями.

Умер композитор от последствий тяжелого заболевания. Ему были сделаны две операции, принесшие облегчение лишь ненадолго. Скончался Россини в кругу близких и друзей. «…В мире угасло великое имя! Это было самое популярное имя нашей эпохи, известность самая широкая…» – писал младший современник «итальянского Моцарта», другой оперный корифей Джузеппе Верди. На прощании присутствовало около четырех тысяч человек – поклонников творчества Россини. Похоронен композитор был на парижском кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был торжественно перенесён во Флоренцию и погребен рядом с могилами Микеланджело и Галилея, величайших сынов Италии.

О Джоаккино Россини – с улыбкой
Давние «знакомцы»

Однажды начинающий композитор пригласил Россини на премьеру своей оперы. По итальянскому обычаю того времени Россини сидел в ложе в шляпе-цилиндре. Во время прослушивания произведения при исполнении каждой арии Россини снимал свой головной убор и грациозно им размахивал.

– Что Вы делаете, маэстро? – спросил сидящий возле него автор оперы.

На что Россини любезно ответил, прозрачно намекая на плагиат:

– Я приветствую своих знакомых, которых встречаю в Вашей музыке.

Орудие пытки

Некий богатый итальянский аристократ собрал большую коллекцию орудий пыток всех времён и народов. Осматривая жуткое собрание пыточных инструментов, композитор Джоаккино Россини спросил:

– А где же здесь фортепиано?

– Его тут нет! – с удивлением ответили ему.

– Значит, хозяина коллекции в детстве не учили музыке… – грустно вздохнул знаменитый композитор.

Композитор-гурман

Россини был прекрасным знатоком кулинарии. По его собственному признанию, плакал он всего три раза в жизни: когда освистали его оперу, когда он слушал Паганини и когда случайно уронил блюдо с индейкой в озеро. К жареной индейке с трюфелями композитор питал особое пристрастие. Однажды Россини выиграл пари, ставкой которого было его любимое блюдо. Но выигрыш никак не мог получить, поскольку проигравший оправдывался тем, что первые хорошие трюфели ещё не появились. «Чушь, чушь! – кричал Россини. Это всего лишь ложные слухи, распускаемые индейками, которые не хотят быть нафаршированными».

Прослушать некоторые произведения композитора вы можете в сообществе библиотеки ВКонтакте.