«Литература, музыка, театр» (2 (13) января 230 лет со дня рождения А.Д. Улыбышева, музыкального критика, литератора)

В «Российском энциклопедическом словаре» 2000-го года издания о герое нашей статьи ровно 6 строчек, набранных петитом (текст на странице набран в три столбца). Далеко не все нижегородцы слышали это имя. На слуху другие – Н. Добролюбов, М. Горький, В. Короленко. А ведь масштаб личности и ценность творческого наследия Улыбышева вполне сопоставимы с масштабами талантов и достижений перечисленных наших земляков. Какой же вклад он внес в историю нижегородской и отечественной  культуры?

Андрей Дмитриевич Улыбышев – первый выдающийся русский «писатель о музыке», а для нас, нижегородцев, это еще одна интересная страница в истории края и имя, которым мы по праву можем гордиться.

Александр Дмитриевич Улыбышев
Музыкант-любитель и литератор, один из первых русских музыкальных критиков
Александр Дмитриевич Улыбышев Музыкант-любитель и литератор, один из первых русских музыкальных критиков

…Румяный толстяк в золотых очках с седыми редкими баками лет полтораста назад был одной из самых экстравагантных персон в Нижнем Новгороде. Он мог чудить: появиться на балу в Дворянском собрании во фраке и в каких-нибудь серых клетчатых панталонах из легкой летней материи. Он позволял себе отклонять приглашения на губернаторские приемы, чуть ли не открыто критиковать начальство (по А.С. Гацискому).  В общем, был фигурой весьма неординарной.

Род Улыбышевых очень древний. Из поколения в поколение переходила семейная легенда о том, как Дмитрий Донской в благодарность за отвагу выдал за знатного воина дочь свою Улыбу. С той поры и пошла фамилия Улыбышевых.

     Родился Александр Дмитриевич в селе Лукино Нижегородского уезда Нижегородской губернии, в семье надворного советника, родовом имении, о чем в метрической книге местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы за 1794 год имеется запись: «Рожден 2 января, крещен 9 января».

В щите, разделенном на двое, в правой половине в голубом поле диогонально изображены две золотые шестиугольныя звезды и между ими серебряная стрела, острием обращенная к правому нижнему углу. В левой половине в красном поле находится стоящий на задних лапах золотой лев с мечем и над головою имеет корону. Щит увенчан дворянскими шлемом и короною с страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложенный серебром.
Фамилии многие Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и в 7135/1627 владели поместьями. Все сие доказывается выписями с писцовых книг, означенными в присланной из Нижегородского Дворянского Депутатского Собрания родословной книге, в которую род Улыбышевых внесен в 6-ю часть, древнего дворянства.
Герб рода Улыбышевых

Маленьким ребёнком он был увезён своим отцом-дипломатом за границу, где прожил до 16 лет.

Вернувшись в Россию, молодой Улыбышев поступил на службу в канцелярию министра финансов. Его государственная служба продолжилась до 1830 года в коллегии иностранных дел.

Живя в Петербурге, Улыбышев принимал деятельное участие в литературном кружке «Зеленая лампа», членом которого был А.С. Пушкин (1819-1820).   Кружок был одной из «управ» декабристского «Союза благоденствия». На одном из заседаний кружка вольнолюбивому чиновнику довелось прочесть свою утопию «Сон», в которой рисовалось будущее социальное устройство России. Одиннадцать членов кружка попали в криминальный список «Алфавит декабристов». Но следствию не удалось выяснить, состоял ли Улыбышев в заговоре против царя, и он не был подвержен опале.

Прекрасно владея французским и немецким языками, Александр Дмитриевич какое-то время был редактором «Журнала де Санкт-Петербург», освещавшего жизнь посленаполеоновской Европы.

Улыбышев мог сделать дипломатическую карьеру: после смерти в Тегеране Грибоедова ему предлагалось место посланника в Персии, но он отказался.

В конце 1830 года А.Д. Улыбышев ушел в отставку по собственному прошению вследствие кончины отца и поселился в родовом Нижегородском имении Лукино. В тамошней церкви он обвенчался с Варварой Александровной Олсуфьевой. И первое время «занялся устройством своих дел и довёл их до того, что к концу жизни… получал до 50 000 рублей ежегоднаго дохода» (А.С. Гациский). Все свободное время он отдавал серьезному изучению музыки, особенно творческому наследию Моцарта.

Село Лукино, вид на бывшую усадьбу Улыбышевых
Село Лукино, вид на бывшую усадьбу Улыбышевых
Дом Улыбышевых по ул. М. Покровская, 4
Дом Улыбышевых по ул. М. Покровская, 4

Дом Улыбышевых по ул. Б. Покровская, 59
Дом Улыбышевых по ул. Б. Покровская, 59

Именно здесь, в Нижнем Новгороде и Лукино, Улыбышев пишет исследования о творчестве Моцарта и Бетховена.

О гениальном австрийском композиторе Александр Дмитриевич писал свой труд в течение 10 лет, работая над ним ежедневно. «Мысль о Моцарте неотступно следовала за мною среди дум об урожаях ржи и овса», – признавался он. Писал Улыбышев сразу на французском языке, так объясняя этот факт: «Напиши я её <книгу> по-русски, я оказался бы в странном положении автора, имеющего читателями только собственных друзей и знакомых человек пятьдесят, никак не более. Французский язык, напротив того, доступен многим читателям и признанным судьям и у нас, и повсюду».

А.Д. Улыбышев так прочно поселился в родовом имении, что в течение десяти лет если и выезжал куда, то лишь в город – на ярмарку либо по общественным делам. Образ жизни Улыбышева в Лукине определился сразу. После утреннего чая и распоряжений по хозяйству Александр Дмитриевич принимался засвой1 фундаментальный труд – книгу о Моцарте. После полудня Улыбышев некоторое время проводил с семьёй, играл на скрипке и перед обедом в любую погоду прогуливался быстрым шагом по имению, осматривал сад и огороды, в которых, благодаря его знакомству с открытиями немецкого химика Юстуса Либиха, уже применялись химические удобрения.

Согласно рассказу того же А.С. Гациского, опубликованному в 1-м номере альманаха «Русский архив» за 1886 год, после обеда, к которому иногда собирались гости, Александр Дмитриевич удалялся в свой кабинет и там, полулёжа с трубкой, блаженствовал, слушая сказки: каждый день ему рассказывала их старая нянька… А поспав часа с полтора, выезжал на лошадях в поля – обязательно в сопровождении семейства: дроги от дополнительного веса не так трясло на ухабах; и, бывало, затягивал песни, веля, чтобы ему хором подпевали. Таким образом, Улыбышев вел жизнь настоящего барина-интеллигента.

Потом «барин» в одиночестве ужинал, гулял в саду и уходил в спальню, где до полуночи просматривал ноты и читал книжные новинки.

На русском языке его трёхтомная монография появилась только в 1890-1892 годах. Перевёл её младший брат Петра Ильича Чайковского – Модест Ильич.

Первый том, объемом более двухсот страниц, содержал подробное жизнеописание композитора, остальные два тома были посвящены историческому обзору развития европейской музыки до XVIII столетия и анализу основных сочинений Моцарта.

Спустя еще десятилетие Улыбышев пишет книгу о творчестве Бетховена, которая была напечатана в Лейпциге в 1857 г. – тоже на французском языке, через два года на немецком, на русский язык книга не была переведена.

Дом Улыбышева на Малой Покровской улице в Нижнем Новгороде был центром культурной жизни города. Здесь собирались артисты, музыканты, художники, писатели, устраивались концерты, квартетные вечера, на которые иногда приглашались исполнители из Москвы. Причём сам Улыбышев обычно исполнял партию первой скрипки. Музыкальный кружок Улыбышева стал известен даже за границей. По инициативе Улыбышева впервые в Нижнем Новгороде был создан любительский симфонический оркестр, исполнявший музыку Моцарта, Бетховена, Глинки.

Кстати, Улыбышев был близким приятелем Михаила Глинки, о котором оставил проникновенные слова: «Под его пером наша отечественная музыка в первый раз явилась достойной исторических судеб родного края и нравственного величия народа».

На необыкновенно деятельную музыкальную жизнь в Нижнем Новгороде обратили внимание в Германии, и одна из немецких газет в 1850 году отмечала, что музыка в далеком городе на Волге «насчитывает теперь уже значительное число образованных почитателей, которые с ревностью и любовью следуют своему музыкальному призванию».

В этот же период Александр Дмитриевич становится наставником юного Милия Алексеевича Балакирева (русского композитора, пианиста, дирижёра, педагога, главы «Могучей кучки»). Именно под его влиянием молодой Балакирев начал формироваться как композитор-мыслитель. Он называл Улыбышева «вторым отцом» и «отцом в музыке». «Люблю тебя как сына…» – обращается Улыбышев к Балакиреву в своих письмах. А.Д. Улыбышев принял деятельное участие в судьбе молодого композитора: поддержал первые творческие опыты молодого музыканта, впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И. Глинкой, показал ему свою обширную музыкальную библиотеку, впоследствии оказывал ему содействие, в том числе материальную помощь. В оставленном завещании Улыбышев передает Балакиреву уникальную нотную библиотеку, две скрипки и 1000 рублей.

Александр Дмитриевич был и  драматургом. В конце 1840-х и в 1850-е годы в домашнем театре Улыбышева ставились его комедии на нижегородскую «злобу дня», собиравшие городскую элиту.  Если на долю музыкальных сочинений Александра Дмитриевича выпала широкая известность, то не так счастливы были его чисто литературные произведения, поскольку они не издавались. До нас дошла лишь его драма «Раскольники», написанная в 1850 году и напечатанная в журнале «Русский архив» уже после смерти автора в 1884 году. Кроме драм он писал комедии, сатиры и шутки. В течение всей своей жизни Улыбышев вел дневник, который многое мог бы поведать об Александре Дмитриевиче, обо всем виденном им в жизни. Однако дневник был утрачен после его смерти.

А.Д Улыбышев был постоянным посетителем Нижегородского театра и непререкаемым авторитетом для актеров и зрителей. Свои суждения о пьесах, об игре актеров он произносил, никого не стесняясь, громко на весь театр, не только в антрактах, но и во время хода пьесы, покрикивая: «Браво, отлично, молодец!» или: «Скверно», а иногда даже просто: «Экой болван!»… Театральная публика во всем следовала за Улыбышевым: молчал он – и она молчала, одобрял он – и она отбивала изо всех сил свои ладони; вертелся он от досады – и она осмеливалась иногда шикнуть… (по А.С. Гацискому)

Вот что писал об Улыбышеве сенатор М.П. Веселовский: «Александр Дмитриевич был, несомненно, очень умен и остроумен, отличался большой начитанностью не только по музыкальной части, где он приобрел своими Сочинениями известный авторитет, но и по многим политическим и социальным вопросам. Живя в провинциальной глуши, он нисколько не отставал от современности… В своей губернии держал себя независимо, в некоторой оппозиции к местным властям, нисколько не заискивал перед губернатором и даже, кажется, не ездил к нему…».

Согласитесь, очень лестная характеристика?

В Нижнем Новгороде Улыбышев прожил до самой смерти. Умер он в Нижнем Новгороде 26 января 1858 г. В тот же день гроб с телом был доставлен в Лукино. Захоронили 29 января, о чем была сделана запись в метрической книге Покровской церкви села Лукино. Из записей Т.Г. Шевченко, который состоял в дружеских отношениях с Улыбышевым, от 27 января 1858 г.: «В церкви Покрова отпели тело А.Д. Улыбышева, знаменитого критика и биографа Бетховена и Моцарта».

Использованные источники:

nsportal.ru›ap/literaturnoe-tvorchestvo/library – 11.01.2024

http://project7069938.tilda.ws›page35427248.html – 11.01.2024

https://archives.nobl.ru/presscenter/news/61087/ – 13.01.2024