КОЛЫБЕЛЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ: виртуальная экскурсия по интерьерам здания Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

Здание  Российской  академии  наук в Санкт-Петербурге
Здание Российской академии наук в Санкт-Петербурге

Идея создания Академии наук в России принадлежала императору Петру I, здание же, о котором сегодня пойдёт речь, было возведено уже при Екатерине II, оно расположено на Университетской набережной (дом №5)  на берегу реки Невы в самом сердце города Санкт-Петербурга и построено согласно проекту планировки Васильевского острова 1767 года.

Адрес академии наук
Адрес академии наук

В наши дни здесь располагается Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук и его президиум.  Первоначально предполагалось, что  оно  будет повторять облик дома, находящегося  по другую сторону от Кунсткамеры – дворец царицы  Прасковьи  Федоровны.

М. И. Махаев. Проспект вниз по Неве реке  между Зимним домом  её  Императорского  Величества   и  Академией  наук. 1750-1752 гг.
М. И. Махаев. Проспект вниз по Неве реке между Зимним домом её Императорского Величества и Академией наук. 1750-1752 гг.

Таким образом, на берегу реки Невы должна была возникнуть архитектурная композиция из здания Кунсткамеры в центре и двух одинаковых корпусов. Однако сразу  после утверждения проекта реализовать его не удалось. Здание было возведено в 1783-1789 годах по проекту архитектора  Джакомо  Кваренги, оно было решено в стиле строгого классицизма, длина его фасада 100,97 метра. Для этого архитектурного стиля характерны простые строгие и четкие линии и окна правильной прямоугольной формы. Тем не менее, княгиня Екатерина Дашкова, бывшая в то время президентом Академии, настаивала на сооружении в здании тройных окон в венецианском стиле. Архитектор был неумолим и лишь в кабинете княгини сделал такое окно. Главный фасад, украшенный монументальным портиком из восьми ионических колонн, обращен к Неве.

Ионические колонны здания РАН
Ионические колонны здания РАН

При входе в здание нас встречает парадная лестница с мозаичным панно «Полтавская баталия» (созданное М.В. Ломоносовым в 1762-1764 годах) и перенесённое сюда в 1925 году, ее можно назвать самым большим и примечательным экспонатом. Также мы можем увидеть несколько залов второго этажа.

Мозаичное панно «Полтавская баталия», М.В. Ломоносов 1762-1764 г.г.
Мозаичное панно «Полтавская баталия», М.В. Ломоносов 1762-1764 г.г.
Предполагалось, что мозаика будет размещена в Петропавловском соборе
Предполагалось, что мозаика будет размещена в Петропавловском соборе
Мозаичные картины изготовлены из стекла и разноцветных смальт
Мозаичные картины изготовлены из стекла и разноцветных смальт

Судьба одной из самых лучших работ Ломоносова была очень печальной. После смерти Михаила Васильевича мозаичное полотно около двенадцати лет пролежала в усадьбе её создателя, потом перевезена в сарай, который находился на задворках Академии наук. Мозаика пережила пожар, дождь, снег, палящее солнце, что только не пришлось пережить этому прекраснейшему, удивительному произведению искусств. Затем подвергалась неоднократно реставрации, до такого печального состояния она была доведена. И только в 1925 году «Полтавская баталия» украсила парадную лестницу Санкт-Петербургской академии наук, где и находится до сих пор. И теперь мы можем любоваться и восхищаться ей.

Вид на вестибюль Академии
Вид на вестибюль Академии

Далее мы входим в приемную президента Академии.  В углу кабинета установлен бюст единственной женщины-президента  Академии  наук  княгини  Екатерины  Дашковой, директора Академии в конце XVIII века.  

Д. Г. Левицкий. Портрет княгини Е. Р. Дашковой (1784, Музей Хиллвуд, Вашингтон)
Д. Г. Левицкий. Портрет княгини Е. Р. Дашковой (1784, Музей Хиллвуд, Вашингтон)

Княгиня выдающая, прекрасно образованная женщина своей эпохи, по велению Екатерины Великой возглавляла Академию. Была её директором, на посту она проявила себя блестящим управленцем, ей удалось если не полностью прекратить, то в значительной степени уменьшить внутренние распри среди сообществ и направить деятельность Академии на “процветание Отечества”. Эта хрупкая на вид женщина сосредоточила в своих руках все нити управления русской наукой. Активно трудилась в качестве переводчика, лично участвовала в создании толкового словаря, предложила использовать печатную букву “Ё”. Всё это она совмещала с административной деятельностью, приведя в полный порядок финансы Академии наук.

Бюст единственной  женщины-президента  Академии наук княгини Екатерины Дашковой
Бюст единственной женщины-президента Академии наук княгини Екатерины Дашковой

Налево от приемной находится кабинет президента, тот самый с «венецианским окном». Здесь установлена скульптурная модель памятника Дмитрию Ивановичу Менделееву, которую скульптор Гинцбург снял со скульптурного портрета, созданного им еще при жизни ученого. Сам памятник установлен по адресу Московский пр. 19 в сквере у здания Всероссийского НИИ метрологии в 1932 году к 25-летию со дня смерти Менделеева.

Кабинет Е.Р. Дашковой (Менделеевский зал)
Кабинет Е.Р. Дашковой (Менделеевский зал)

Напротив модели памятника Д.И. Менделеева стоит бюст другого академика, Героя Социалистического труда Алексея Николаевича Крылова.

Алексей Николаевич Крылов
Алексей Николаевич Крылов

В кабинете на стене висит дипломная картина Анастасии Николаевой-Берг – выпускницы 1996 года, а ныне доцента кафедры живописи СПб ГАИЖСиА им. И.Е. Репина, к тому же еще и обладательницы  Золотой медали РАХ, называется – «Первое торжественное заседание Российской академии наук», она украшает интерьеры менделеевского зала РАН.

Картина «Первое торжественное заседание в Российской Академии наук». Художник Анастасия Николаева-Берг.
Картина «Первое торжественное заседание в Российской Академии наук». Художник Анастасия Николаева-Берг.

На потолке в кабинете висит очень красивая люстра. Не случайно в ней использован символ древнегреческого бога Гермеса, бога торговли, хитрости, прибыли, красноречия. Он считался покровителем магии, алхимии и астрологии.

Люстра в кабинете Е.Р. Дашковой
Люстра в кабинете Е.Р. Дашковой

В кабинете Е. Р. Дашковой (Менделеевской гостиной) по требованию Дашковой, как президента Академии наук, были установлены  венецианские окна – трёхчастные окна – полуциркульный проём с пониженными прямоугольными окошками по сторонам его.

Окно в венецианском стиле
Окно в венецианском стиле
Окно в венецианском стиле в кабинете Е.Р. Дашковой выходящее во двор
Окно в венецианском стиле в кабинете Е.Р. Дашковой выходящее во двор

Продолжение экскурсии в Части 2.