«Гений, подаривший слепым людям мир»

Почувствовать мир на ощупь

Трепетными руками,

Увидеть горячее солнце

Невидящими глазами.

***

И в темноте склоняться

Над выпуклыми строками,

И чувствам своим отдаться,

Читая стихи руками.

Елена Кожунова. Почувствовать мир на ощупь. Луи Брайлю.

Тифлопедаго́гика (от греч. τυφλός «слепой» + педагогика) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением функции  зрения  вплоть до полной слепоты; является частью специальной педагогики и одним из разделов дефектологии.

4 января 1809 г. в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля родился мальчик, которого назвали Луи. У Луи были две старшие сестры и брат. Однажды, когда мальчику было три года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, воспаление перешло и на здоровый глаз. К пяти годам Луи окончательно ослеп.  Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню. Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

Луи Браиль (1809-1852)
Луи Брайль (1809-1852)
Шрифт Брайля
Шрифт Брайля

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в десять лет родители отдали сына в Королевский Институт для слепых детей в Париже. В Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган.  

В  шестнадцать  лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи.

Валентин Гаюи (1745-1822), один из первых тифлопедагогов
Валентин Гаюи (1745-1822), один из первых тифлопедагогов

Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

Алфавит Луи Брайля
Алфавит Луи Брайля
Русский алфавит Брайля
Русский алфавит Луи Брайля

С  двенадцати лет Луи Брайль начал свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к пятнадцати годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6-ти выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1828 году ему, после окончания учебы, предложили остаться работать в институте младшим учителем-репетитором. Там он вел курсы грамматики, истории, географии, арифметики, алгебры, геометрии, игры на фортепиано и виолончели. Затем Луи преподавал географию, алгебру и музыку, и одновременно работал органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан. Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Во время обучения Луи познакомился с «ночной азбукой», разработанной Шарлем Барбье.

Шарль Барбье (1767—1841)
Шарль Барбье (1767—1841)

Барбье был артиллерийским офицером и разработал азбуку для военных целей — для передачи информации в ночное время. Запись сведений осуществлялась путём прокалывания отверстий в картоне, чтение — путём прикосновений к картону (осязанием).

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом, а основным лечением был отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени. Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко, который ослеп в шесть лет. Он был одаренным человеком, особенно в вопросах механики.

"Клавишный Печатник" Пьера Фуко
“Клавишный Печатник” Пьера Фуко

Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой.  Могло показаться, что ему становится лучше, однако он был очень слаб и чтобы сохранить силы, говорил очень тихо.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств, для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает игру на фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует. В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена.  Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленные энтузиасты за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

На всемирном конгрессе в Риме в 1878 году, метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

Могила Луи Брайля в Пантеоне
Могила Луи Брайля в Пантеоне
Улица, которая ведет к дому, названа именем Луи Брайля
Улица, которая ведет к дому, названа именем Луи Брайля

Дом-музей Луи Брайля в Кувре
Дом-музей Луи Брайля в Кувре

Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля обычное письмо, но и первоначальный этот шрифт и по сей день верно служит людям. Незрячие всего мира с чувством глубокой благодарности произносят имя Луи Брайля, создателя самой совершенной и рациональной системы рельефного шеститочия.

С тех пор, как в жизнь человека вошли компьютерные технологии, появилось и стало укрепляться предубеждение, что они заменят трудоемкий в производстве и освоении шрифта Брайля и со временем полностью вытеснят его из сферы обмена информацией. Однако на практике все совершенно обстоит по-другому. Как это ни парадоксально, благодаря компьютерным технологиям Брайлевская система не только не уступает позиций, но и обретает новую высокотехнологичную жизнь.